Магомедов Гаджубахмуд Магомедович

Загрузка ...

Коллектив Администрации городского поселения "посёлок Кубачи" выражает глубокие соболезнования родным и близким по поводу смерти многоуважаемого Магомедова Гаджибахмуда Магомедовича и разделяет с ними горечь невосполнимой утраты.

Народный художник России и Дагестана, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, член Союза художников СССР, кавалер многих государственных наград, мастер Кубачинского художественного комбината, один из известных ювелиров Дагестана, Гаджибахмуд Магомедович внес огромный вклад в развитие ювелирного искусства Дагестана и России. Являясь потомственным златокузнецом, он унаследовал, развил  и существенно обогатил самые лучшие классические традиции кубачинского ювелирного искусства.

 

Родился Гаджибахмуд Магомедович 8 июля 1923 г. в селении Кубачи Дахадаевского района Дагестанской АССР в семье ювелира Магомеда Абдалова. После кончины отца как старшему сыну в семье Гаджибахмуду пришлось помогать матери содержать семью. По традиции Гаджибахмуд с малолетства учился мастерству художественной обработки серебра у своего отца, после смерти которого совершенствовал мастерство гравировщика у известных мастеров. Окончив в 1937 г. неполную тогда кубачинскую среднюю школу, он начал работать гравировщиком в кубачинской ювелирной артели «Художник» (ныне Кубачинский художественный комбинат им. Р. Алиханова).

В 1941 г. Гаджибахмуд был направлен в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ) на вагоноремонтный завод, где в одном из цехов изготовлялось холодное оружие (шашки) для кавалерийских частей Советской Армии.

Вернувшись в сентябре 1952 г. в Кубачи и работая в экспериментальном цехе ювелирной артели, начал разрабатывать неизвестные до того времени новые виды серебряных изделий, соответствующие запросам покупателей и новому этапу развития ювелирного искусства Дагестана. Гаджибахмудом были разработаны и внедрены в производство для серийного изготовления конфетница на ножке, ажурный подстаканник, перечницы разных видов, чайник, рюмки, стопки, различные женские украшения и предметы туалета.

Несколько ранее им были созданы высокохудожественные изделия, которые экспонировались на Всероссийской выставке художественных изделий промкооперации, состоявшейся в 1947 г. в Москве.

В последующие годы из серебра были изготовлены изделия, которые вошли в сокровищницу национальной художественной культуры Дагестана и в число шедевров народного искусства России.

Пытливый и любознательный Гаджибахмуд, с юношеских лет постигая тонкости и секреты ювелирного дела, постоянно и неустанно совершенствовал и оттачивал свое мастерство. В зрелом возрасте он стал мастером-универсалом, в совершенстве владеющим всеми видами художественной обработки металла. В совершенстве овладел приемами нанесения черни на изделия из серебра, усвоил эмальерное дело, насечку золотом и серебром по воронёной стали и железу, а также по слоновой кости, технику зерни и скани.  С неменьшим успехом Гаджибахмуд мог выполнить резьбу по камню и дереву.

Создавая новые образцы высокохудожественных произведений ювелирного искусства или же изготовляя различные изделия серийного производства (подстаканники, рюмки, стопки, конфетницы, женские браслеты и др.), выпускаемые Кубачинским художественным комбинатом, Гаджибахмуд Магомедович выполнял их на самом высоком профессиональном уровне. Он хорошо помнил заветы своего отца, который говорил ему, что в стремлении заработать не следует портить работы, искажать устоявшиеся и отточенные не одним поколением мастеров прошлого традиционные кубачинские орнаментальные композиции.

Гаджибахмуд Магомедович работал по серебру. Он познал его «душу» и может обычный кусок благородного металла с матовым блеском превратить в шедевр. Художественная отделка произведений, созданных Гаджибахмудом Магомедовичем, в основном орнаментальная. Но он не избегал и изобразительных сюжетов, проникнутых фольклорными образами, один из которых – это известное в кубачинском искусстве с древности изображение декоративно трактованной птицы - символа мира, вестника добра и весны. В отделке изделий мастер использовал еще  и изображения сцен охоты, различных животных, а также архитектурный пейзаж - стилизованный рисунок панорамы родного селения на фоне гор.

Заслуги Гаджибахмуда Магомедовича в творческой и общественной деятельности высоко оценены: он награжден орденом Знак Почета (1945 г.), орденом Ленина (1960 г.), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г.), бронзовыми медалями Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР (1960 и 1968 гг.), большой серебряной (1962 г.) и золотой (1978 г.) медалями ВДНХ СССР, Почетной грамотой Верховного Совета ДАССР, дипломами I степени Министерства культуры РСФСР, Совета Министров ДАССР, а также медалями, почетными грамотами и дипломами многих престижных отечественных и зарубежных выставок. В 1962 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель прикладного искусства Дагестанской АССР», в 1976 г. удостоился звания «Заслуженный художник РСФСР», а в 1984 г. - «Народный художник РСФСР». В 1971 г. была присуждена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. В 1950 г. он стал членом Союза художников СССР. В 1980 г. был избран депутатом Верховного Совета Дагестанской АССР. Неоднократно избирался депутатом Кубачинского сельского и Дахадаевского районного советов.